Среда, 18.06.2025, 12:38
Приветствую Вас, Гость

Работа с детьми — инвалидами и детьми с ОВЗ

Работа с детьми — инвалидами и детьми с ОВЗ

«Образование – право каждого человека, имеющее огромное значение и потенциал. На образовании строятся принципы свободы, демократии и устойчивого развития… нет ничего более важного, никакой другой миссии, кроме образования для всех…»
Кофи Аннан (1998)

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРАВА НА ОБРАЗОВАНИЕ ЛИЦ С ОВЗ

ПАСПОРТ ДОСТУПНОСТИ ОБЪЕКТА СОЦИАЛЬНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ
Условия для инвалидов и детей с ОВЗ.

Стратегия действий в интересах детей признает социальную исключенность уязвимых категорий детей (дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, дети-инвалиды и дети, находящиеся в социально опасном положении) и ставит задачи:

  • законодательного закрепления правовых механизмов реализации права детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья на включение в существующую образовательную среду на уровне дошкольного, общего и профессионального образования (права на инклюзивное образование);
  • обеспечения предоставления детям качественной психологической и коррекционно-педагогической помощи в образовательных учреждениях;
  • внедрения эффективного механизма борьбы с дискриминацией в сфере образования для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья в случае нарушения их права на инклюзивное образование;
  • внедрение современных методик комплексной реабилитации детей-инвалидов.

Детский сад посещает 49 детей с нарушениями речи (ОНР – I уровня, ОНР – II уровня, ОНР - III уровня, заикание, ФФНР с дизартрическим компонентом) Все дети посещают группы для детей общим недоразвитием речи, в которых для них созданы специальные условия для получения образования. Специальные образовательные условия – это адаптированная образовательная программа для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи, методы обучения и воспитания,  учебные пособия, дидактические материалы, технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья. Групповые помещения приспособлены для использования детьми-инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья (Дети с нарушениями речи).

Адаптированная образовательная программа дошкольного образования для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи (ТНР)

Модель профессиональной взаимосвязи всех специалистов МБДОУ (учителей-логопедов, воспитателей, музыкального руководителя, медицинская сестра) в работе с ребенком с особыми образовательными потребностями следующая:

Учитель-логопед:

  • проводит углубленное логопедического обследования речевого развития детей;
  • составляет индивидуальные планы развития;
  • проводит групповую и индивидуальную НОД по исправлению недостатков в развитии, восстановлению нарушенных функций (формирование лексико-грамматических категорий, формирование фонетической стороны речи и овладение элементарными навыками обучения грамоты, развитие связной речи); индивидуальные занятия (постановка правильного речевого дыхания, максимальная коррекция дефектных звуков, их автоматизация, дифференциация и введение в спонтанную речь);
  • консультирует воспитателей и родителей или их законных представителей по вопросам реабилитации имеющихся у детей отклонений в речи;
  • организует коррекционно-развивающее и речевое пространство с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей.

Воспитатель:

  • проводит занятия по продуктивным видам деятельности (рисование, лепка, конструирование) по подгруппам и индивидуально; организует совместную и самостоятельную деятельность детей;
  • воспитывает культурно-гигиенические навыки, развивает артикуляционную, тонкую и общую моторику;
  • организует индивидуальную работу с детьми по заданиям и с учетом рекомендаций учителя-логопеда;
  • следит за состоянием здоровья воспитанников, совместно с медработником учреждения проводит мероприятия оздоровительной направленности, создает благоприятный микроклимат в группе;
  • консультирует родителей по вопросам образования, о формировании культурно-гигиенических навыков, об индивидуальных особенностях ребенка, об уровне развития мелкой моторики.

Музыкальный руководитель:

  • осуществляет музыкальное и эстетическое воспитание детей;
  • учитывает психологическое, речевое и физическое развитие детей при подборе материала для занятий;
  • использует на занятиях элементы музыкотерапии и др.

Медицинский персонал:

  • проводит лечебно-профилактические и оздоровительные мероприятия;
  • осуществляет контроль за состоянием здоровья детей посредством регулярных
    осмотров, за соблюдением требований санитарно-эпидемиологических норм.

В течение года в ДОУ проводятся:

  • корригирующие гимнастики (артикуляционные, пальчиковые, дыхательные);
  • коррекционно-развивающие занятия согласно тематическому плану;
  • игры на развитие внимания, памяти, логического мышления.

Создание условий для детей с тяжелыми нарушениями речи: проведение фронтальных подгрупповых и индивидуальных коррекционных занятий, психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса, консультирование семьи.