Работа с детьми — инвалидами и детьми с ОВЗ
Работа с детьми — инвалидами и детьми с ОВЗ
РЕАЛИЗАЦИЯ ПРАВА НА ОБРАЗОВАНИЕ ЛИЦ С ОВЗ
ПАСПОРТ ДОСТУПНОСТИ ОБЪЕКТА СОЦИАЛЬНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ
Стратегия действий в интересах детей признает социальную исключенность уязвимых категорий детей (дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, дети-инвалиды и дети, находящиеся в социально опасном положении) и ставит задачи:
- законодательного закрепления правовых механизмов реализации права детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья на включение в существующую образовательную среду на уровне дошкольного, общего и профессионального образования (права на инклюзивное образование);
- обеспечения предоставления детям качественной психологической и коррекционно-педагогической помощи в образовательных учреждениях;
- внедрения эффективного механизма борьбы с дискриминацией в сфере образования для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья в случае нарушения их права на инклюзивное образование;
- внедрение современных методик комплексной реабилитации детей-инвалидов.
Детский сад посещает 1 ребенок-инвалид (ДЦП) и речевой диагноз – общее недоразвитие речи II уровня и 54 ребенка с нарушениями речи (ОНР – I уровня, ОНР – II уровня, ОНР - III уровня, заикание, ФФНР с дизартрическим компонентом) Все дети посещают группы для детей общим недоразвитием речи, в которых для них созданы специальные условия для получения образования. Специальные образовательные условия – это адаптированные образовательные программы, методы обучения и воспитания, учебники и учебные пособия, дидактические материалы, технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья. Групповые помещения приспособлены для использования детьми-инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья (Дети с ДЦП, нарушениями речи).
Адаптированная образовательная программа МБДОУ ДС №2
Модель профессиональной взаимосвязи всех специалистов МБДОУ (учителей-логопедов, воспитателей, музыкального руководителя, медицинская сестра) в работе с ребенком с особыми образовательными потребностями следующая:
Учитель-логопед:
- проводит углубленное логопедического обследования речевого развития детей;
- составляет индивидуальные планы развития;
- проводит групповую и индивидуальную НОД по исправлению недостатков в развитии, восстановлению нарушенных функций (формирование лексико-грамматических категорий, формирование фонетической стороны речи и овладение элементарными навыками обучения грамоты, развитие связной речи); индивидуальные занятия (постановка правильного речевого дыхания, максимальная коррекция дефектных звуков, их автоматизация, дифференциация и введение в спонтанную речь);
- консультирует воспитателей и родителей или их законных представителей по вопросам реабилитации имеющихся у детей отклонений в речи;
- организует коррекционно-развивающее и речевое пространство с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей.
Воспитатель:
- проводит занятия по продуктивным видам деятельности (рисование, лепка, конструирование) по подгруппам и индивидуально; организует совместную и самостоятельную деятельность детей;
- воспитывает культурно-гигиенические навыки, развивает артикуляционную, тонкую и общую моторику;
- организует индивидуальную работу с детьми по заданиям и с учетом рекомендаций учителя-логопеда;
- следит за состоянием здоровья воспитанников, совместно с медработником учреждения проводит мероприятия оздоровительной направленности, создает благоприятный микроклимат в группе;
- консультирует родителей по вопросам образования, о формировании культурно-гигиенических навыков, об индивидуальных особенностях ребенка, об уровне развития мелкой моторики.
Музыкальный руководитель:
- осуществляет музыкальное и эстетическое воспитание детей;
- учитывает психологическое, речевое и физическое развитие детей при подборе материала для занятий;
- использует на занятиях элементы музыкотерапии и др.
Медицинский персонал:
- проводит лечебно-профилактические и оздоровительные мероприятия;
- осуществляет контроль за состоянием здоровья детей посредством регулярных
осмотров, за соблюдением требований санитарно-эпидемиологических норм.
В течение года в ДОУ проводятся:
- корригирующие гимнастики (артикуляционные, пальчиковые, дыхательные);
- коррекционно-развивающие занятия согласно тематическому плану;
- игры на развитие внимания, памяти, логического мышления.
Создание условий для ребенка с ДЦП: психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса, консультирование семьи.
Создание условий для детей с тяжелыми нарушениями речи: проведение фронтальных и индивидуальных коррекционных занятий, психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса, консультирование семьи.