Вторник, 07.05.2024, 04:20
Приветствую Вас, Гость

Логопедическая зарядка как средство профилактики и преодоления речевых расстройств.

Своевременное развитие речи перестраивает всю психику малыша, позволяет ему более осознанно воспринимать явления окружающего мира. Любое нарушение речи в той или иной степени может отразиться на деятельности и поведении ребенка. Плохо говорящие дети, начиная осознавать свой недостаток, становятся молчаливыми, нерешительными. Особенно важное значение правильное, четкое произношение звуков и слов имеет в период обучения грамоте, так как письменная речь формируется на основе устной, и недостатки устной речи могут привести к неуспеваемости ребенка в школе.

Таким образом, огромное значение приобретает работа по профилактике речевых нарушений у детей.

Систематические, последовательные занятия по отработке артикуляции всех звуков, а также по дифференциации звуков одновременно готовят детей к обучению грамоте.

Для создания особого эмоционального настроя такие занятия можно проводить в форме логопедической зарядки. Основная ее цель – профилактика речевых нарушений у детей.

Логопедическая зарядка позволяет решать следующие задачи:

-          развитие общей и артикуляционной моторики;

-          развитие мелкой моторики;

-          воспитание нижнедиафрагмального дыхания, целенаправленного ротового выдоха;

-          развитие высоты и силы голоса;

-          уточнение артикуляции подготовленных звуков;

-          закрепление поставленных звуков в звукоподражаниях, слогах, словах и фразах;

-          формирование и развитие фонематического слуха и восприятия;

-          уточнение и обогащение словаря;

-          формирование лексико-грамматического строя речи.

Вместе с этим логопедическая зарядка должна развивать память, восприятие, мышление и воображение детей.

Содержание зарядки определяется этапом работы над конкретным звуком (подготовительный, постановка звука, автоматизация, дифференциация звуков), возрастом детей, степенью их подготовленности. Составляет зарядку логопед, проводит воспитатель. Логопедическая зарядка может проводиться в виде занятия во второй половине дня, отдельные ее этапы могут быть включены в режимные моменты дня (перед занятием, на прогулке, во время умывания и т.д.).

Логопедическая зарядка способствует формированию правильного звукопроизношения, что является профилактическим и коррекционным направлением работы логопеда и воспитателя в детском саду.