Логопедическая зарядка как средство профилактики и
преодоления речевых расстройств.
Своевременное развитие речи перестраивает всю
психику малыша, позволяет ему более осознанно воспринимать явления окружающего
мира. Любое нарушение речи в той или иной степени может отразиться на
деятельности и поведении ребенка. Плохо говорящие дети, начиная осознавать свой
недостаток, становятся молчаливыми, нерешительными. Особенно важное значение
правильное, четкое произношение звуков и слов имеет в период обучения грамоте,
так как письменная речь формируется на основе устной, и недостатки устной речи
могут привести к неуспеваемости ребенка в школе.
Таким образом, огромное значение приобретает работа
по профилактике речевых нарушений у детей.
Систематические, последовательные занятия по
отработке артикуляции всех звуков, а также по дифференциации звуков
одновременно готовят детей к обучению грамоте.
Для создания особого эмоционального настроя такие
занятия можно проводить в форме логопедической зарядки. Основная ее цель –
профилактика речевых нарушений у детей.
Логопедическая зарядка позволяет решать следующие
задачи:
-
развитие общей и артикуляционной моторики;
-
развитие мелкой моторики;
-
воспитание нижнедиафрагмального дыхания, целенаправленного ротового
выдоха;
-
развитие высоты и силы голоса;
-
уточнение артикуляции подготовленных звуков;
-
закрепление поставленных звуков в звукоподражаниях, слогах, словах и
фразах;
-
формирование и развитие фонематического слуха и восприятия;
-
уточнение и обогащение словаря;
-
формирование лексико-грамматического строя речи.
Вместе с этим логопедическая зарядка должна
развивать память, восприятие, мышление и воображение детей.
Содержание зарядки определяется этапом работы над
конкретным звуком (подготовительный, постановка звука, автоматизация,
дифференциация звуков), возрастом детей, степенью их подготовленности.
Составляет зарядку логопед, проводит воспитатель. Логопедическая зарядка может
проводиться в виде занятия во второй половине дня, отдельные ее этапы могут
быть включены в режимные моменты дня (перед занятием, на прогулке, во время
умывания и т.д.).
Логопедическая зарядка способствует формированию
правильного звукопроизношения, что является профилактическим и коррекционным
направлением работы логопеда и воспитателя в детском саду.