КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РЕЧИ ДЕТЕЙ В НОРМЕ
Звукопроизношение.
В
возрасте 3 лет ребенок правильно произносит гласные и простые по артикуляции
согласные п, б, т, д, н, м, в, ф, к, г, х. Допускается смягчение речи. Звуки с,
з на сь, зь, замены на т, д; ш, ж на с, з; ч, щ часто заменяются на ть, сь; звуки
р, л могут пропускаться или заменяться на ль.
К 4
года исчезает смягченное произношение звуков, замены на звуки т, д. Звуки ш, ж
могут произноситься недостаточно четко. Не у всех детей еще формируются звуки
р, л.
Не
настаивайте, чтобы ребенок правильно произносил в этом возрасте звук р. Очень
часто желание мамы и папы научить ребенка овладеть сложным звуком и неумение
делать это правильно приводит к возникновению серьезного нарушения произношения.
В 5
лет правильно произносятся звонкие, глухие, твердые, свистящие, шипящие звуки,
аффрикаты. Могут быть ошибки при дифференциации. Недостаточно сформированными
являются сонорные звуки.
В 6
лет в условиях правильного речевого воспитания, при отсутствии органических
нарушений центрального и периферического аппарата дети правильно пользуются в
самостоятельной речи всеми звуками родного языка.
Звуковая
сторона речи усвоена полностью. Звуки дифференцируются на слух и в произношении.
Лексика. Словарный запас.
При
нормальном речевом развитии ребенка и благоприятных условиях воспитания
активный словарь увеличивается быстро в количественном и качественном
отношении, например, в возрасте 3-4 лет словарь ребенка составляет 600-2000
слов. Дети правильно называют окружающие их предметы и явления, знают слова,
обозначающие качества и признаки предметов, пользуются словами-синонимами.
В 4-5
лет определяют, называют местоположение предметов (слева, справа, между), время
суток. Используют существительные, обозначающие названия частей и деталей
предметов; глаголы, обозначающие трудовые действия; прилагательные,
обозначающие свойства; наиболее употребляемые наречия, предлоги.
В 6
лет расширяется запас слов, обозначающих названия предметов, действий,
признаков. Используются в речи синонимы, антонимы, существительные с обобщающим
значением. Употребляются разные части речи точно по смыслу.
Грамматический строй речи.
К 3-4
годам формируется правильное употребление в самостоятельной речи простых
предлогов (у, в, на, под, с, из, к, за, по, после). Образуют существительные с
уменьшительно-ласкательными суффиксами (куколка, пальчик).
К 5
годам дети правильно употребляют существительные, прилагательные во всех
падежах единственного и множественного числа; происходит усвоение основных форм
согласования существительных с прилагательными в роде, числе, падеже. Образуют
прилагательные от существительных (бумага - бумажный).
В 5-6
лет совершенствуется, закрепляется умение согласовывать в предложении
существительные с числительными, прилагательными; существительные с
числительными, местоимения с существительными.
Образуют
(по образцу) существительные с суффиксами, глаголы с приставками, сравнительную
и превосходную степень прилагательных. Образуют однокоренные слова. Используют
предложения разных видов - сложносочиненные, сложноподчиненные.
Связная речь.
К 4
годам дети пересказывают небольшие сказки и рассказы, знакомые и вновь
прочитанные. Составляют небольшие рассказы о предмете, по сюжетной картинке,
совершенствуется диалогическая речь. Задают вопросы, отвечают на вопросы.
К 5-6
годам совершенствуется диалогическая и монологическая речь. Закрепляется умение
отвечать на вопросы и задавать их, формируется культура речевого общения. Дети
самостоятельно, выразительно, без повторов передают содержание литературных
текстов. Составляют рассказы о предмете по плану, (составленному коллективно,
предложенному взрослым), по картине, серии сюжетных картинок. Составляют
рассказы из личного опыта, рассказы творческого характера, небольшие сказки.
В 6
лет нормально развивающийся ребенок правильно произносит все звуки родного
языка, практически не допускает в речи грамматических ошибок, владеет всеми
формами устной речи: диалогической, монологической, контекстной, ситуационной.
Подробную консультацию по развитию речи можно
получить у учителя-логопеда.