Зачем учитель-логопед задаёт домашние задания?
Написали мне в
тетради
Трудное заданье.
Папа с мамою
сказали:
- Что за наказанье!
(частушка о
выполнении
логопедических
заданий дома)
Успех
коррекционного обучения детей с речевым нарушением во многом определяется
участием родителей в комплексе психолого–медико-педагогических мероприятий.
Выполнение
еженедельного домашнего задания способствует наилучшему закреплению изученного
на логопедических занятиях материала и даёт возможность свободно использовать полученные
знания, умения и навыки во всех сферах жизнедеятельности ребёнка.
Домашнее
задание ребёнок выполняет в индивидуальной рабочей тетради под обязательным
присмотром взрослого. Желательно, чтобы с ребёнком занимался постоянно один из
родителей – это помогает ребёнку и взрослому настроиться, и придерживаться
знакомых единых требований. Выполнение дома определённых видов работы по заданию
логопеда дисциплинирует вашего малыша и подготавливает к ответственному
выполнению будущих школьных домашних заданий.
Так что же логопед задаёт для
выполнения на дом?
Задания
строятся на материале лексической темы, изучаемой всю неделю на фронтальных,
подгрупповых и индивидуальных занятиях, проводимых учителем-логопедом.
Дополнительно новый материал закрепляют воспитатели группы во время проведения
ежедневных «логопедических часов», во второй половине дня, а так же вне занятий
в игровой форме, на прогулках, в свободной деятельности детей.
Задания включают в себя основные разделы:
-
артикуляционная гимнастика, включающая упражнения, подготавливающие
артикуляционный уклад для постановки отсутствующих звуков. В дальнейшей работе
добавляются упражнения на автоматизацию (правильное произношение поставленных
звуков в слогах, словах, фразовой и самостоятельной речи ребёнка). Эти
упражнения должны выполняться дома ежедневно от 3 до 5 раз в день. Упражнения
выполняются перед зеркалом (чтобы ребёнок мог себя контролировать). Необходимо
добиваться чёткого, точного, плавного выполнения движений.
-
задание на развитие фонематического восприятия и воспитание основ звуко-слогового
анализа и синтеза.
-
серия лексико–грамматических заданий направлена на обогащение пассивного
словаря, а главное на стимулирование и использование в активной речи ребёнка
полученных знаний, путём упражнений на словообразование, изменение по родам,
числам и падежам, на согласование прилагательных и числительных с существительными;
словоизменение при помощи приставок, суффиксов, объединение основ; подбор
родственных, обобщающих и уточняющих слов.
-
задания по развитию связной речи: это построение простых и сложных
распространённых предложений с предлогами и без (по схеме); это
рассказы-описания по плану и схеме; по серии сюжетных картинок и по одной
сюжетной картине, с опорой на предметные картинки и по представлению, используя
опорные слова; пересказы и самостоятельные творческие рассказы детей; заучивание
подобранных для ребёнка стихов.
-
задания на развитие мелкой моторики и подготовки руки к письму: обведение по
контуру, дорисовывание элементов, штриховка в различных направлениях разными
способами по образцу; работа с трафаретами и шаблонами; вырезывание и
вклеивание картинок; рисунки, аппликации, графические диктанты; печатание букв,
слогов, слов и предложений и небольших связных текстов.
-
задания на закрепления навыков грамоты и чтения: прочитывание слоговых таблиц,
с последующим усложнением и увеличением объёма текстов; ребусы, кроссворды и
занимательные задания с изученными буквами
ЧТО НЕОБХОДИМО ЗНАТЬ И ПОМНИТЬ
РОДИТЕЛЯМ ПРИ КОНТРОЛЕ ЗА ВЫПОЛНЕНИЕМ ЗАДАНИЯ РЕБЁНКОМ ДОМА:
-
Домашнее задание в индивидуальной тетради записывает логопед. Выдаётся тетрадь
воспитателями группы в вечерние часы.
-
Домашние задания выполняются не в один приём. А разбиваются на части (по 10-15
минут работы).
Не
рекомендуем выполнять задания в воскресенье вечером перед сном. Большую пользу
принесёт выполнение задания небольшими порциями (по 2-3 упражнения): в пятницу
в вечерние часы, суббота и воскресенье в дневное время. Артикуляционная
гимнастика и автоматизация звуков выполняется ежедневно до 3-х раз в день.
Остальные задания выполняются однократно
-
все задания прочитываются взрослыми для ребёнка вслух. Эти задания ребёнок
выполняет устно, а взрослый следит за правильностью выполнения задания;
-
графические задания ребёнок выполняет самостоятельно (рисует, выполняет
штриховку и пр.) но под обязательным присмотром взрослого (цветными карандашами).
Тогда рабочая тетрадь будет выглядеть аккуратно, красиво и красочно на
протяжении учебного года. А хорошо оформленная тетрадь один из моментов педагогического
и коррекционного воздействия.
-
Папку с индивидуальной рабочей тетрадью с выполненным домашним заданием, а так
же прилагающиеся альбомы и карточки в аккуратном состоянии ребёнок приносит в
детский сад утром.
-
Контроль за выполнением домашнего задания позволяет поддерживать тесную
взаимосвязь между учителем-логопедом, воспитателями группы и родителями, общей
целью которых является успешная коррекция речи ребёнка и всесторонняя
подготовка его к обучению в школе; выработка психологической и эмоциональной
готовности к усвоению новых знаний и умений; воспитание грамотной,
образованной, гармонично развитой личности.
-
на протяжении всего учебного года проводятся консультации для родителей детей. Во
время консультации учитель–логопед покажет индивидуальные коррекционные приёмы
работы с ребёнком, отметит его успехи. Подчеркнёт особенности прохождения
коррекционного процесса, обратит внимание на вызывающие затруднения задания и
упражнения, подскажет на что необходимо обратить внимание при выполнении
домашнего задания.
ПАМЯТКА
Правила
занятий с ребёнком дома
1-заниматься
с ребёнком дома ежедневно.
2-занятия
проводить в спокойной доброжелательной обстановке
3-время
проведения занятий 10-15 минут
4-хвалите
ребёнка за каждое, даже небольшое достижение
5-артикуляционные
упражнения выполнять перед зеркалом, чтобы ребёнок мог себя контролировать.
6-все
задания (кроме графических) выполняются устно.
7-графические
задания ребёнок выполняет самостоятельно под обязательным наблюдением взрослого
(цветными карандашами).
8-
тетрадь с выполненным домашним заданием в утреннее время ребёнок сдаёт
воспитателю группы, а вечером.
Уважаемые родители!
Желаем
вам в работе с детьми терпения, искренней заинтересованности и успехов.